Как работает связь и Wi-Fi в метро

Кажется, совсем недавно посетители метрополитенов мог ли только мечтать о веб-серфинге и качественной связи по дороге на работу и домой. Сейчас сети Wi-Fi есть во всех московских, казанских, петербуржских электропоездах. Сотовые операторы тоже активно осваивают метро. Разумеется, у построения сети в метрополитене есть свои особенности. Как работает интернет и связь в метро, расскажем на примерах, построенных в Москве и Санкт-Петербурге.

Особенности работы сотовой связи в метрополитене

Провайдеры стали строить сеть в еще в 2000 году. Первая базовая станция заработала в 2002 году на станции метро «Курская». Ее установил сотовый оператор Билайн. Спустя 2 года своей связью оборудовал Мегафон «Площадь Революции». С появлением сетей Wi-Fi в электропоездах от МаксимаТелеком, операторы начали действовать активнее. Проведение связи в подземке имеет свои особенности.

Работы по установке оборудования в тоннелях занимают больше времени, при этом идут медленнее. Техники могут осуществлять монтаж в перегонах недолго. Причины: необходимость отключения контактного рельса и использование специального мотовоза. Для обеспечения покрытия на станциях и перегонах применяют разные виды оборудования. На станции используется базовое приемопередающее оборудование. Оно повернуто в перегон, чтобы обеспечить плавность подключения к сети при приближении и отдалении от остановки.

Более 100 перегонов московского метро оснастили связью стандарта 4G еще в 2019 году. Для обеспечения связи в тоннелях применяют излучающий кабель. Он используется при построении антенно-фидерных устройств (АФУ) для обычных базовых станций операторов. Разница только в количестве отверстий и небольших прорезей, расположенных по всей длине кабеля. За их счет передаваемый сигнал слегка излучается, будто вытекает. Этого достаточно для уверенного приема на расстоянии нескольких метров. Излучающий кабель прокладывают от станции до станции. В длинных тоннелях возможно размещение небольшого базового приемопередающего оборудования.

История оборудования сетью Wi-Fi московского метро

Беспроводная сеть появилась в московских электропоездах еще в 2013 году. Она считается самой большой в Европе. Долгое время не существовало аналогов в мире. Как устроена передача данных по Wi-Fi:

  1. Дипольные антенны-приемники и контроллеры устанавливают на головных вагонах. Они обеспечивают плавное переключение между базовыми станциями без потери сигнала.
  2. Фидерный кабель соединяет контроллеры. Его необходимо протягивать вдоль всего состава.
  3. В каждом вагоне находятся маршрутизаторы для раздачи интернета. Они подсоединены к кабелям.
  4. В старых московских вагонах роутеры установлены в торцах. В новых их уже оборудовали по центру кабин под потолочной панелью.
  5. По длине поезда установлена запасная кабельная трасса. Ее используют для экстренной починки Wi-Fi, поскольку снять поезд с маршрута для ремонта невозможно.

Чтобы появился интернет, недостаточно оборудования в самом поезде. Нужно, чтобы точки доступа соединялись с внешними источниками сигнала. Для этого, как и у сотовых операторов, на станциях размещены базовые комплекты с антеннами, передающими сигнал. Оборудование установлено на расстояние 500 метров друг от друга.

Почему не исчезает сигнал при движении

Благодаря плавному переключению головного приемника на поезде между этими станциями, сигнал не исчезает во время движения. Помимо маршрутизаторов в каждом вагоне, предусмотрено в поезде еще 2 независимых устройства. Они принимают сигнал от базовых станций и передают на роутеры внутри состава.

Само приемопередающее оборудование подключено к серверным стойкам оптоволоконным кабелем. Параллельно к нему идет провод питания. Из-за размеров метрополитена напряжение в проводе может быть нестабильным. Поэтому предусмотрены специальные блоки питания. Они значительно облегчили настройку оборудования. Эти устройства способны функционировать при перепадах напряжения от 30 до 150 В. Также они не боятся пыли и грязи, которых немало в подземных туннелях.

Безопасность системы

Вышедшее оборудование из строя может стать причиной пожара. Чтобы не подвергать людей опасности, при создании беспроводной сети в подземке каждый элемент оснастили противопожарной капсулой. В ней находится специальная жидкость. Если происходит возгорание, она разрывается и тушит огонь.

Из-за периодического обновления вагонов также провайдеру необходимо было разработать модульную систему. Чтобы при сборке кабин не приходилось проводить сотни метров кабеля. Для быстрого подключения вагона создана специальная схема. Она значительно облегчает работу по настройке беспроводной сети. Достаточно присоединить нужные провода. Приемники на головных вагонах независимы друг о друга. Если отсоединить один от состава, интернет не исчезнет.

Скорость интернет по сети Wi-Fi в подземке

Пропускная способность базового приемопередающего оборудования, расположенного на станциях метро, достигает 60 Гбит/с. Доступны сети, работающие на 2 частотах: 2,4 ГГц и 5 ГГц. Скорость подключения в каждом вагоне — до 100 Мбит/с с общей пропускной способностью 900 Гбит/с.

При первом подключении пассажиру предлагается авторизоваться в сети. Для этого нужно:

  1. Включить Wi-Fi на устройстве.
  2. В поисковой строке любого браузера вписать gowifi.ru.
  3. Зарегистрировать на сайте wi-fi.ru по номеру телефона или через портал «Госуслуги».

Также существует мобильное приложение для iOS и Android Wi-Fi_Free от МаксимаТелеком. С его помощью пассажиры московского транспорта можно также авторизоваться в сети. У него не очень лестные отзывы, поскольку бесплатная версия начинена большим количеством рекламы. Премиум-клиенты могут лишь убрать ролики, чтобы не просматривать их. Никакого приоритета трафика для них нет.

Беспроводные сети Wi-Fi в метро Санкт-Петербурга

В Петербуржском метрополитене порядок действий для авторизации в сети Wi-Fi немного другой. Пассажиры должны выполнить следующие шаги:

  1. Подключиться к MT_Free.
  2. Ввести любой адрес в браузере.
  3. Пройти регистрацию, введя номер телефона или через госуслуги.
  4. Подтвердить действие, вписав код из смс.
  5. Нажать кнопку «Войти в интернет».

Для авторизации через портал «Госуслуги» необходимо ввести логин и пароль от личного кабинета. Повторная идентификация при следующем входе в сети не требуется. Вы выполняете те же манипуляции, дополнительно просмотрев рекламный ролик. Интернет по Wi-Fi жителям Санкт-Петебурга также доступен в вагонах. На станциях его нет. Поезда оборудованы маршрутизаторами в 2017 году.

Стандарт подключения — 802.11ac. Максимальная скорость интернета, заявленная провайдером, 200 Мбит/с. В реальности, разумеется, она ниже и зависит от многих факторов. Интернет-подключение не бесшовное. Попадая в «мертвую зону», сигнал может ненадолго пропасть.

Правила при подключении к бесплатной сети Wi-Fi в метро

Публичная сеть таит в себе опасность. Данные могут перехватывать мошенники. Для защиты личной информации придерживайтесь следующих правил:

  • Внимательно проверяйте имя сети. У злоумышленников названия часто похожи. Вы можете не заметить отличия и передать информацию посторонним.
  • Настройте двухфакторную аутентификацию для авторизации в социальных сетях и различных сайтах. Это позволит снизить риск взлома личных страниц.
  • Установите антивирус на устройство. Он будет распознавать подозрительные действия.
  • Отключайте Wi-Fi на смартфоне, если им не пользуетесь. Не разрешайте устройству подключаться автоматически к публичной сети.

Действуя по этим правилам, вы снизите риск получения доступа к вашему устройству посторонним лицам.

Ошибки при подключении к MT_Free

Часто сеть Wi-Fi в метро недоступна по независящим от пользователя причинам. Как правило, в час пик нагрузка на оборудование огромная. Оно элементарно не справляется, поскольку желающих скоротать время в интернете при поездке много. Маршрутизаторы начинают «зависать». Происходят обрывы связи.

Иногда сигнал слабы и возникают различные ошибки. Какие трудности возникают и как их решить:

  • Ошибка 129. Попробуйте использовать другой браузер, отключите плагины в обозревателе.
  • Ошибка подключения к Wi-Fi. Деактивируйте соединение, выключив беспроводную сеть на смартфоне. Затем попробуйте вновь подключиться к интернету.
  • Невозможно подключиться к интернету. Возникает, если у вас 5 девайсов уже используют бесплатную сеть метро, и вы пытаетесь подсоединить шестой гаджет. В этом случае превышено допустимое количество подключенных устройств.
  • Ошибка 1310. Больше половины дохода провайдер получает с рекламы. Когда используете программы, блокирующие ролики, администраторы сети ограничивают вам доступ к Wi-Fi. В бан пользователь попадает на сутки. Рекомендуем осторожнее пользоваться блокировщиками.

Ошибка 1310, правда, не всегда выплывает из-за приложений. Например, турбо-режим браузера тоже может стать причиной отсутствия доступа к сети.

Незащищенное подключение

Об этой ошибке хочется рассказать подробнее, на нее часто жалуются пользователи. Она появляется не сразу. Вы подключаетесь к сети в метро, пользуетесь ею. Но в какой-то момент при попытке авторизации в метро, всплывает сообщение «Подключение не защищено». Беспроводная сеть не работает. Причина — открытие сайтов, владельцы которых используют протокол защиты SSL. Адреса у этих веб-ресурсов начинаются на https.

Устраняется ошибка просто. Нужно ввести в строку браузера адрес сайта без такого шифрования. Вы попадаете на страницу авторизации для использования публичной сети Wi-Fi в метро. Если страница не открывается только в конкретном браузере, нужно почистить кэш и cookie, отключить все расширения.

Wi-Fi в метро других городов России

Метрополитены строят только в городах с миллионным населением. Таких в России 15. Но пользоваться подземными поездами могут только жители 7 мегаполисов.

Среди них:

  1. Москва и Санкт-Петербург. О возможностях пользования беспроводной сетью и связью в подземках столиц мы уже сегодня рассказали.
  2. Казань. Метро появилось в 2005 году. Первые станции подключены в 2013 году. Новые составы с USB, Wi-Fi и обогревом сидений пустили в 2020 году.
  3. Нижний Новгород. Вай-фаем оборудовали станции в 2013 году. Им могут пользоваться пассажиры, ожидающие поезд.
  4. Екатеринбург и Самара. Wi-Fi отсутствует из-за незаинтересованности операторов в установке оборудования в подземке. Самарское метро, кстати, считается самым коротким. Его протяженность составляет всего 10,3 км. Всего работает 9 станций.
  5. Новосибирск. Беспроводные сети в подземку провели в 2017 году. Станция «Площадь Ленина» стала первой, где можно подключиться к Wi-Fi. В ожидании пассажиры также могут воспользоваться устройствами для подзарядки мобильных телефонов.

Бесплатный интернет в метро — удобная функция, позволяющая скоротать время. Особенно актуально для жителей и гостей столицы, поездки которых занимают иногда часы, а не минуты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *